На ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ ресурса
На ней СОДЕРЖАНИЕ и входы на все страницы
Как заработать
в Internet?
ИМЕНИНЫ - день ангела
Полный календарь именин, поверенный Московской Патриархией
Далее на странице общие сведения о христианстве: - Лики (разряды) святых
- История Георгия Победоносца
- Краткая история христианства
- Каноноческое священное писание, апостолы из 12-ти и апостолы из 70-ти
- Апокрифы
- Богослужебный канон
- Двунадесятые православные праздники
- Календарь православных постов и трапез
- Семь таинств
- Календарь "подвижных" православных праздников
- Мария Магдалина и Воскресение Христа (статья «Тайна Марии Магдалины»)
Не забывайте поздравить своих близких, друзей и знакомых
и вместе с ними отметить событие за веселым праздничным столом!
Календарь именин
(даты даны по новому стилю)
Именины - день памяти святого.
Этот день является праздником для человека, который при крещении назван его именем. По традиции родители называли ребенка именем того святого, праздник в честь которого приходится на день, близкий ко дню рождения ребенка. Подробнее об именинах, святых, христианстве, русских православных праздниках, постах и разгадке тайны Воскресения Христа см. в конце этой страницы.
Для поиска для конкретного имени всех именин
рекомендуем пользоваться ПОИСКОМ ПО СТРАНИЦЕ: Ctrl + F
13 марта Високосного года: Аверкий, Варвар, Варсонофий, Вениамин, Иван, Касьян (в Невисокосный год его именины переносятся на 12 Марта), Лев, Паисий, Феоктирист.
Дополнительные именины (переходящие празднования):
Воскресенье Жён-мироносиц: Иосиф, Никодим, Саломея, Сусанна. Воскресенье по Рождеству Христову: Иосиф, Яков. Второе воскресенье Великого Поста: Григорий (Григорий Палама) Первая пятница после начала Петрова Поста: Варлаам. Первое воскресенье после Петрова Дня: Арсений, Василий, Никон, Тихон. Понедельник Страстной Седмицы: Иосиф. Пятое воскресенье Великого Поста: Мария. Суббота первой Седмицы Великого Поста: Фёдор (Феодор Тирон). Суббота по Богоявлении: Пахом. Суббота Сырной Седмицы: Вавила, Сарра, Питирун. Четвёртое воскресенье Великого Поста: Иван (Иоанн Лествичник). Четвёртое воскресенье по Пасхе: Тавифа. Шестая суббота Великого Поста: Лазарь.
ИМЕНИНЫ (день ангела) - в христианской традиции день памяти какого-либо святого, являющийся праздником для верующего, названного именем этого святого. В России именины членов императорской фамилии и высших церковных иерархов называются тезоименитством (остальным такого названия не полагается).
Церковью канонизировано уже более 2 тыс. святых, и вполне понятно, что некоторые из них имеют одинаковые имена, чем и объясняется наличие для некоторых имен нескольких дней именин в году.
Как узнать день именин, если под одним именем указано несколько святых, а иногда одному святому соответствует несколько дат?
Именины христианина - это день памяти именно того святого, чьё имя было дано ему при Крещении. Если неизвестно, имя какого из одноименных святых носит то или иное лицо, то согласно традиции, следует считать "своим" того, чья память в календаре в сам день рождения или следует за днём рождения.
Например, в календаре упомянуты два Валерия - мученик Валерий Мелитинский и мученик Валерий Севастийский. День памяти первого - 7 ноября старого стиля (20 ноября нового стиля), второго - 9 марта (22 марта н.с.). Для человека c именем Валерий, родившегося с 21 ноября по 22 марта нового стиля, именины - 22 марта нового стиля. Для родившихся с 23 марта н.с. по 20 ноября н.с. - 20 ноября н.с.
При Крещении, священник, в согласии с родителями, вправе дать ребёнку любое имя и назвать любого святого покровителя, вне зависимости от даты рождения. Если святой имеет несколько дней памяти, именинами следует считать только один день.
СВЯТОЙ - некогда реально живший человек, после смерти канонизированный высшим руководством Церкви в ранг святого за благочестивую жизнь и/или подвиги, совершенные им во имя служения Богу и Церкви.
По мнению Церкви, каждый канонизированный гарантированно попадает в рай уже независимо от Воли Божией.
По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды):
пророки - избранники Божии, которым Бог открывал Свою волю (главным предметом пророческих предсказаний был обещанный Спаситель);
апостолы (т. е. посланники, вестники) - первые ученики Иисуса Христа, из которых некоторые принадлежат к числу двенадцати ближайших учеников, другие, из числа семидесяти, не были постоянными свидетелями дел Божиих, и не во всей полноте были облечены той духовной силою и властью, которой были облечены двенадцать апостолов;
равноапостольные и просветители - святые, приведшие к Христу своею проповедью после времен апостольских целые народы и страны;
святители - отцы, пастыри, учителя Церкви: иерархи, получившие благодать Св. Духа от апостолов с обязанностью блюсти паству Христову, вести христиан в Царство Божие;
мученики, великомученики, страстотерпцы, исповедники - святые, принявшие мученическую смерть или потерпевшие жестокое гонение за христианскую веру. Замученные в сане епископа или священника называются священномучениками, а пострадавшие в иночестве (монашестве) - преподобномучениками];
преподобные - подвижники из монашеского чина, оставившие мир и его блага, семейные и общественные отношения во имя близости к Богу, во имя чистоты и святости жизни;
бессеребреники - святые, жертвенно и бескорыстно служившие бедным, страждущим и больным;
юродивые Христа ради (блаженные) - подвижники, отрекшиеся от привычного благоразумия и образа жизни, терпевшие поношения и гонения, но получившие дары пророчества и чудотворения;
праведные - святые, угодившие Богу, но не покидавшие мира;
благоверные - святые правители: цари, князья.
Следует помнить, что святых Божиих - неисчислимые сонмы. Не все люди, совершившие подвиг святости ведомы миру и упомянуты в месяцесловах. С другой стороны, жития некоторых святых не сохранились, известны лишь их имена, сохраняемые в святцах.
А какой христианский подвиг святости совершаешь в своей жизни ты, наш многоуважаемый читатель? - Выбери ответ из вышеприведенного списка.
В конце III и в начале IV веков н.э. в римской армии служил бравый военачальник Георгий, навечно прославивший себя тем, что отыскал и лично победил в поединке ужасного огромного дракона. К сожалению, история не сохранила в памяти ни жалоб населения на бесчинства чудища, ни свидетельств о ходе битвы, происходившей в виде единоборства (просто свидетелей рядом не случилось). Останки дракона тоже никто не видел. Так что первоисточником были устные рассказы самого героя, позднее записанные его восхищенными слушателями (в XVIII веке подобное произошло и с общеизвестным бароном).
К концу своего правления (284-305 г.г.) император Диоклетиан принял решение укрепить дисциплину в крепко подраспустившейся к тому времени армии. Тут доблестный Георгий, не привыкший ограничивать свою природную смелость излишним соблюдением установленных в Римской империи глупых языческих законов, и попался под горячую руку.
После обычных для этого мужественного человека проступков (умеренное казнокрадство, невыполнение обязанностей, грабеж населения), на которые прежде смотрели сквозь пальцы и ограничивались только чтениями нотаций, командование армии вдруг подвергло его аресту и отдало под суд.
Рассмотрев все материалы дела, опросив свидетелей, суд счел его тяжко виновным в воинских и гражданских преступлениях, способствовавших разложению армии, и вынес приговор, который затем рассмотрел и утвердил сам Диоклетиан. И бывшему военачальнику Георгию по совокупности всех его деяний 6 мая 304 года новой эры отрубили голову.
Имя пострадавшего от рук язычников храброго воина Георгия могло бы исчезнуть из людской памяти, но крепко враждовавшие с языческим Римом христиане не забыли столь славный подвиг героя, избавившего человечество от жуткого чудовища. В ответ на неудовлетворительное отношение к ним римских властей, христианские архипастыри канонизировали жертву презренных язычников в ранг святого под именем Георгий Победоносец.
В наступившие затем времена Средневековья христианские рыцари, воодушевленные его беспримерным подвигом, к тому времени уже красочно и подробно описанном в Житиях Святых, считали за долг и честь, как и святой Георгий, в одиночку вступать в битвы со всеми драконами, попадавшимися на их рыцарском пути. Рассказы об этих битвах значительно повышали шансы победителя при общении с дамой сердца.
Вот так святой Георгий Победоносец и стал основоположником христианской борьбы с драконами. В средневековой литературе таких рыцарских побед описано настолько много, что до наших дней драконы просто не смогли дожить.
Уже не одно столетие имя святого Георгия Победоносца является на Руси символом высочайшей воинской доблести, а изображение великой исторической битвы христианского героя с драконом по праву украшает герб столицы нашей великой Родины города-героя Москвы.
Христианство
Возникло в I веке н. э. в Палестине. Вероучение восходит к Иисусу Христу, распятому в 30-е годы I века в Иерусалиме по настоянию фарисеев приказом римского прокуратора Пилата. Сам Иисус Христос не оставил письменных источников вероучения.
Основа вероучения – Новый завет, в состав которого входят четыре канонические Евангелия, повествующие о жизни и учении Иисуса Христа, а также – Деяния апостолов (авт. Лука, 63 г., в Риме), Послания апостолов, Апокалипсис (авт. Иоанн Богослов, 68 г., на о. Патмос). Новый завет вместе с Ветхим заветом составляют Библию – Священное писание христиан.
Для христианства характерны вера в триединого Бога (святую Троицу – Бога-Отца, Бога-Сына, и Бога-Святого Духа) и искупительную жертву Христа, иерархическая церковная организация, монашество и культ святых.
Исторически сложилось два направления: католицизм (римско-католическая церковь) и православие, представленное несколькими автокефальными церквями (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Польская и др.) и несколькими автономными (Синайская, Финляндская, Японская и др.).
В XVI веке от римско-католической церкви отделился протестантизм, отвергающий главенство папы римского, монашество и культ святых.
Протестантизм делится на ряд самостоятельных церквей: лютеранскую, кальвинистскую, англиканскую, баптистскую, адвентистскую, методистскую и др.
Канонические Евангелия (4),
их авторы и время написания
От Матфея — первый евангелист, апостол из 12-ти, Матфей, ок. 42 г. н. э.
От Марка — второй евангелист, апостол из 70-ти, Марк — ученик апостола из 12-ти Петра, 52—67 гг. н. э.
От Луки — третий евангелист, апостол из 70-ти, врач Лука, 55 г. н. э.
От Иоанна — четвертый евангелист, апостол из 12-ти, любимый ученик Христа, Иоанн Богослов; писал позже всех других — конец I века н. э.
Апостолы
Апостолы из 12-ти: Петр (Симон) и его брат Андрей, Иаков Старший и его брат Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (Иуда Леввей), Симон Зилот (Кананит), Иуда Искариот (после предательства Иуды Искариота на его место был избран Матфий).
Апостолы из 70-ти: ученики апостолов из 12-ти, сами Христа не видевшие. Среди них апостол Павел (до крещения - римский чиновник Савл), ранее гонитель христианства, чудесным образом преобразившийся "из Савла в Павла".
Апокрифы (греч. apokryphos — тайный, сокровенный) — произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церковью в библейский канон, в т.ч. неканонические Евангелия.
Всего известно около 48-ми различных древних Евангелий от многих авторов, в разное время отвергнутых церковью как неудобные по разным причинам.
Среди апокрифических и Евангелие от Марии, жены Христа (?), самой близкой ученицы Христа, более других способствовавшей распространению христианства и вызывавшей ревнивую зависть у апостолов из 12-ти (не путать с распутной Марией из VII главы Евангелия от Луки, которая умастила Иисуса благовониями, вытерла его ноги своими волосами и плакала – имя Мария тогда носила каждая 4-я женщина, включая и мать Иисуса Христа). Поводом для зависти среди неграмотных апостолов было и ее умение читать и писать. Значительная часть ее произведений позднее была приписана Иоанну Богослову. На фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" Мария изображена по правую руку от Христа. К сожалению, некоторые фрагменты Евангелия от Марии утрачены из-за порчи древнего папируса, на котором оно до нас дошло (см. ниже "Тайна Марии Магдалины").
Богослужебный канон
Круг годового богослужения – “каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий или памяти различных святых”.
Круг седмичного богослужения – каждый день недели посвящен особым воспоминаниям: воскресенье – вспоминается Воскресение Христа; понедельник – ангелы Божии; вторник – пророки; среда – предательство Христа Иудой (постный день); четверг – святители христианства; пятница – распятие Христа на кресте (постный день); суббота – все святые православной церкви и “умершие в надежде на жизнь вечную”.
Круг суточного богослужения состоит из девяти церковных служб: вечерних и ночных — вечерни, повечерия, полунощницы и утрени; дневных — первого, третьего, шестого и девятого часа;
и ежедневно должна совершаться литургия — центральное богослужение православной церкви, “сердце православной церкви” (русское народное название литургии — обедня).
Русские православные праздники
(даты по новому стилю указаны только в скобках)
Пасха — (воскресение Иисуса Христа) — 1-е воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, с 22 марта (4 апреля) по 25 апреля (8 мая).
Д в у н а д е с я т ы е п р а з д н и к и
(12 праздников)
Крещение Господне (Богоявление) — (крещение Иисуса Христа Иоанном Крестителем в р. Иордан, и сошествие на Иисуса Святого Духа в виде голубя) — 6 (19) января.
Сретение — (встреча, сретение 40-дневного младенца Иисуса, принесённого родителями во храм, со старцем Симеоном) — 2 (15) февраля.
Благовещение Богородицы — (сообщение арх. Гавриилом Деве Марии благой вести о грядущем рождении Божиего сына Иисуса) — 25 марта (7 апр.)
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — (прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, когда народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви — на Руси заменены вербой) — посл. воскресенье перед Пасхой.
Вознесение Господне — (вознесение Иисуса Христа на небо в присутствии учеников — апостолов из 12-ти) — 40-й день после Пасхи.
Троица (пятидесятница) — (сошествие Святого Духа на апостолов в виде языков пламени на 50-й день после Пасхи) — 50-й день после Пасхи.
Преображение — (преображение Иисуса Христа: “И просияло лицо его, как солнце, одежды же его сделались белыми как свет”) — 6 (19) августа.
Рождество Богородицы — (рождение матери Иисуса) — 8 (21) сентября.
Воздвижение креста Господня — (воздвижение в IV веке креста, на котором был распят Христос, найденного в Палестине матерью римского императора Константина Еленой в 80-летнем возрасте) — 14 (27) сентября.
Введение во храм Богородицы — (введение трёхлетней Марии, будущей матери Иисуса Христа, в Иерусалимский храм, куда родители, Иоаким и Анна, отвели ее на воспитание) — 21 ноября (4 декабря).
В е л и к и е п р а з д н и к и
Обрезание Господне — (на 8-й день после рождения) — 1 (14) января.
Покров Богородицы — (явление Богородицы во Влахернском храме, где она простерла над верующими белое покрывало — омофор, вознеся молитву о спасении мира) — 1 (14) октября.
Рождество Иоанна Предтечи — (рождение Иоанна Крестителя, возвестившего приход мессии — Иисуса Христа) — 24 июня (7 июля).
Усекновение главы Иоанна Предтечи — (казнь) — 29 авг. (11 сент.).
День Петра и Павла — “первоверховных апостолов” — 29 июня (12 июля).
Посты
Всего около 200 дней в году, из них 4 поста — многодневные: Великий — семь недель перед Пасхой (с понед. после масленицы до Пасхи). Петров — с первого понед. после Духова дня (2-й день Троицы) и до 28 июня (11 июля). Успенский — с 1 (14) августа по 14 (27) августа. Рождественский или Филиппов — с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января).
В 46 году до Р.Х. Юлий Цезарь по совету Александрийского астронома и математика Созигена узаконил новый календарь. За основу был взят Египетский календарь с продолжительностью года в 365 дней, а каждый четвертый год при этом имел продолжительность 366 дней.
Так как Земля совершает оборот вокруг Солнца за 365 дней 5 часов 48 минут 45 секунд, високосный год уравнивает календарь с тропическим годом лишь отчасти, ежегодно опуская разницу в 11 минут и 15 секунд, которая за 128 лет превращается в целые сутки.
Для исправления этого «недостатка» в Западной Европе после новых астрономических вычислений в 1582 году по указанию Римского папы Григория XIII перешли на новый стиль, перепрыгнув через 10 дней. Новый (григорианский) стиль отличается от старого (юлианского) простыми сотыми годами и только каждый четырехсотый год является високосным.
Русская православная церковь продолжает придерживаться юлианского календаря.
К нашему времени расхождение между календарями привело к 13-дневной разнице, которая сохраниться до 2100. Начиная с 2100 и по 2200 разница между стилями составит 14 дней, с 2200 по 2300 - 15 дней, с 2300 по 2500 - 16 дней и так далее.
Календарь "подвижных" православных праздников
на 2006-2019 г.г. (даты даны по новому стилю)
Год
Начало
Триоди
Прощеное
воскресение
Вход в
Иерусалим
ПАСХА
Вознесение
Господне
День Святой
Троицы
Петров пост
2006
12 февраля
5 марта
16 апреля
23 апреля
1 июня
11 июня
23 дня
2007
28 января
18 февраля
1 апреля
8 апреля
17 мая
27 мая
38 дней
2008
17 февраля
9 марта
20 апреля
27 апреля
5 июня
15 июня
19 дней
2009
8 февраля
1 марта
12 апреля
19 апреля
28 мая
7 июня
27 дней
2010
24 января
14 февраля
28 марта
4 апреля
13 мая
23 мая
42 дня
2011
13 февраля
6 марта
17 апреля
24 апреля
2 июня
12 июня
22 дня
2012
5 февраля
26 февраля
8 апреля
15 апреля
24 мая
3 июня
31 день
2013
24 февраля
17 марта
28 апреля
5 мая
13 июня
23 июня
11 дней
2014
9 февраля
2 марта
13 апреля
20 апреля
29 мая
8 июня
26 дней
2015
1 февраля
22 февраля
5 апреля
12 апреля
21 мая
31 мая
34 дня
2016
21 февраля
13 марта
24 апреля
1 мая
9 июня
19 июня
15 дней
2017
5 февраля
26 февраля
9 апреля
16 апреля
25 мая
4 июня
30 дней
2018
28 января
18 февраля
1 апреля
8 апреля
17 мая
27 мая
38 дней
2019
17 февраля
10 марта
21 апреля
28 апреля
6 июня
16 июня
18 дней
Леонардо да Винчи. Фреска "Тайная вечеря"
в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане. 1495-1497 гг.
Среди апостолов по правую руку Христа великий Леонардо изобразил женщину. Кто она?
И как произошло чудо Воскресения?
Как произошло Воскресение Христа
Мы знаем ее как проститутку, которую простил Иисус. Эта грешница омыла его ноги слезами и вытерла своими волосами. Ее звали Мария Магдалина. Но возможно, Мария стала просто жертвой клеветы?
Новые научные данные говорят о том, что Иисус не только целовал Марию, но и выбрал ее среди всех учеников для того, чтобы нести людям его учение. Сегодня есть достаточно данных, чтобы иначе посмотреть на самую известную в истории "проститутку".
Тайна Марии Магдалины
История Марии Магдалины тесно связана с Иисусом. Эта женщина играет важную роль в одном из самых важных эпизодов всего Нового Завета. Когда римляне распяли Иисуса, Мария стояла у подножия креста, поддерживая Спасителя, а затем оплакивая его смерть.
Мария Магдалина стояла у истоков движения, изменившего западный мир. Она не только присутствовала на казни, но и обнаружила открытую могилу и была первой свидетельницей его Воскресения. Она истинный последователь Иисуса.
Но в нашей памяти и творениях искусства живет другая Мария. Ее рисуют либо полуобнаженной, либо в виде отшельницы, кающейся в глуши. Она изгнанница. Эта женщина омыла ноги Иисуса и умастила их благовониями. И до сих пор мы знаем ее как проститутку. (Хотя это только лишний раз подтверждает истину, что именно искусство – величайшая проститутка. Его методами доказывается все, что угодно, и о чем угодно.)
Новые данные заставляют понять, что Мария Магдалина было не такой, как мы привыкли думать.
Кто же она на самом деле?
Мы кое-что знаем о жизни евреев в Палестине две тысячи лет назад, но о самой Марии до недавнего времени было известно мало.
О ней говорят все четыре канонические Евангелия, но из Библии нельзя узнать ее возраст и социальный статус, хотя само имя Мария Магдалина дает некоторые сведения. Вероятно, она была родом из города Магдала.
Из древней литературы мы знаем, что город под названием Магдала был. Он упоминается не только в Новом Завете, но и в древнееврейских текстах. Местечко Магдала до сих пор стоит в 200-х километрах к северу от Иерусалима на берегу моря Галилейского. Полное название города Магдалатерихея. Магдала означает башня, а терихия – соленая рыба. Получается башня соленой рыбы. Если город назывался башней соленой рыбы, он, видимо, жил рыболовством.
Мария жила в Магдале и, возможно, работала на рыбном рынке. У нее была нелегкая жизнь. У нее не было близких, скорее всего она была сиротой. Но где исторические свидетельства того, что она была проституткой? Если мы заглянем в Библию, то увидим, что там этого не сказано. Значит, эта идея происходит откуда-то еще! Во всяком случае, ее имя Мария Магдалина позволяет понять, что она была просто незамужней женщиной. Жена носила бы имя мужа. Мария замужем не была - из ограниченного количества сведений о Марии в Евангелиях не следует, что она была замужем. Детей у нее нет, и вдовой ее не называли. Две тысячи лет назад на незамужних женщин смотрели с подозрением. Мария ни с кем не дружила, но за что на нее клеветать? Возможно, отверженной ее сделало что-то другое?
Евангелие от Луки говорит, что Иисус изгнал из Марии семь бесов. Значит, она была одержима злым духом. Иисус лечил жителей Галилеи и проповедывал им. Иисус был известен изгнаниями бесов, во всех Евангелиях говорится, что он помогал людям, врачую их, проповедую пришествие Царства Божия и изгоняя бесов.
Во многих культурах одержимость считалась указанием на грехи человека. Одержимый должен был покаяться, принести жертву в храме и начать новую праведную жизнь. В те времена люди верили в это, теперь же специалисты считают, что одержимость – это защитная реакция на обиду и плохое обращение.
Антропологи обнаружили, что часто одиноким молодым женщинам в те времена просто нечем было себя защитить, сопротивление до добра не доводило, и они могли спасти себя, только представившись буйными, чтобы психологически оттолкнуть от себя домогательства мужчин.
Какова бы ни была причина одержимости, в Евангелии от Луки сказано, что после излечения Мария присоединилась к движению Иисуса. Одинокая женщина нашла себе близких людей, учение Иисуса идеально ей подходило, и необходимость в одержимости отпала. Проповеди Иисуса были тогда очень притягательны для маргинальных элементов общества. Христос говорил, что последние станут первыми, а первые последними. Люди, у которых не было семьи с радостью приходили к человеку, несущему новые ценности. Из всего этого следует, что Мария не была проституткой – она была совершенно одинокой женщиной. Иисус спас ее от одиночества, и она последовала за ним.
Однако, Библия не единственный источник информации. Находка давно потерянных книг проливает новые сведения на личность Марии Магдалины. В 1945 году в Накхамади, что в Южном Египте, два человека нашли керамический кувшин. Они решили, что в нем спрятаны сокровища и открыли его. Внутри оказались древние книги на папирусе.
Это была удивительная находка. Для археологов и историков раннего христианства это большая удача. Эти книги не привлекли такого внимания, как свитки с Мертвого моря, но книги из Накхамади очень важны для восстановления истории раннего христианства. Ведь эти тексты христианские. Свитки Мертвого моря повествуют об истории евреев, а книги Накхамади о ранних христианах. Они написаны на коптском – это язык раннехристианского Египта. Находка очень важна, т. к. множество древних христианских текстов было утеряно.
Это новое собрание текстов раннехристианского периода. Они открывают окно в раннехристианский мир, который был долго закрыт для нас.
В Накхамаде были найдены Евангелие от Фомы, Евангелие от Филиппа и Деяния Петра. В Библию эти тексты не вошли, т. к. считается, что они идут вразрез с христианской доктриной и поэтому являются апокрифическими.
Апокриф – книга раннехристианского периода, которая предлагает тайное знание (см. Информационную Страницу 104-го вып.) Например, в Новом Завете сказано, что после Воскресения Иисус говорил со своими учениками, но не сказано, о чем именно. В книгах из Накхамади рассказано и это. Эти книги сообщают нам важные сведения об истории христианства. Самое главное, что в апокрифических текстах мы можем найти сведения об Иисусе, которые по определенным причинам не попали в Новый Завет.
Впервые за сотни лет у науки появились новые сведения о Марии Магдалине. Из книг Накхамади следует, что Иисус отличал ее среди учеников. Мария Магдалина предстает здесь в совершенно новом качестве. Когда Иисус говорит с учениками, Мария задает ему умные вопросы. Другие ученики часто путаются, а она понимает все. Это своего рода вызов традиционному образу Марии – она уже не кающаяся грешница, следующая за Христом. Но и это еще не все. Один из текстов, найденных в Накхамаде, - Евангелие от Филиппа. В нем Мария Магдалина занимает ключевое место.
Здесь есть один очень спорный отрывок. Пока книги лежали в пустыне, некоторые из них были повреждены муравьями. В Евангелии от Филиппа они прогрызли дыру. Эта лакуна мучила ученых много лет. В одном из абзацев, где явно говорится о Марии Магдалине, муравьи съели почти половину имени, но понятно, что речь идет о ней. В обрывочном тексте в том числе сказано: "Спаситель любил ее". После лакуны в сохранившемся тексте ученики спрашивают, почему он любит Марию Магдалину больше, чем их. Таким образом, исходя из оставшего текста и грамматики коптского языка удалось востановить текст: "Спаситель любил ее больше других учеников". Это значит, что у Марии и Иисуса были особые отношения, что он предпочитал ее общество обществу учеников.
В тексте есть даже намеки на большую близость: "И он поцеловал ее в губы". Неужели здесь сказано, что Иисус и Магдалина были любовниками? Из того, что известно исторической науке, получается, что близких отношений у него ни с кем не было. Он жил наполовину в другом мире - в мире своих идей, для утверждения которых пошел даже на мученическую смерть, после которой необходимо должно было совершиться предопределенное чудо Воскресения, утверждающее в глазах окружающих его Божественную сущность. Те, кто заявляет о своей избранности, а сами предаются мирским радостям – ханжи. Но имеющиеся в распоряжении науки данные (античный историк Иосиф Флавий и мн. др.) не дают никаких оснований подозревать Иисуса в ханжестве. Он был бесконечно предан своему учению.
Для поцелуя есть и другое объяснение. Действительно, в Евангелии от Филиппа сказано, что Иисус любит Марию и целует ее в губы. Для современных западных читателей это означает любовную связь. На самом деле так происходила передача тайного знания (вспомним поцелуи советских высших партийных руководителей, но у хозяйственных руководителей такое не практиковалось). Поцелуй становится символом принятия учения и божественных слов. То есть в Евангелии от Филиппа говорится, что Мария была личной ученицей Иисуса. Марии Магдалине Иисус говорил то, чего не говорил другим, потому что она понимала все лучше других, и ей можно было сказать большее.
Хотя есть мифологические данные, что легендарная чаша Грааля, наполненная Кровью Христовой (во все христианские времена многими и много безуспешно искомая) - это Его дочь, родившаяся уже после жертвенной гибели, и которую Мария сумела спасти от гонений и смерти, увезя в младенчестве в дальние земли Римской империи через Египет на юг современной Франции и передав на воспитание доверенным людям. В этом случае легенда свидетельствует, что Его дочь имела многочисленное потомство. С потомками дочери Христа связывали свою линию представители династии меровингов (конец 5 века - 751 год). Средневековое представление о чаше Грааля как о некой золотой чаше, украшеной драгоценными каменьями, в которую одним из апостолов была собрана кровь из раны распятого Христа, абсолютно нереальна - у нищих учеников Христа (апостолов) не было таких царских драгоценностей, да и апостолы при казни все разбежались.
При распятии присутствовали женщины, в том числе и Мария. Ученики-мужчины (апостолы) давно убежали в страхе и спрятались, апостол Петр при этом еще и трижды клятвенно отрекся от Христа (см. ниже из Евангелия от Марка), а женщины остались с Иисусом. Они свидетельницы распятия. В одних Евангелиях они наблюдают издали, в других плачут у подножия креста. В Евангелии от Иоанна Иисусу дают пить. Это делает одна из женщин, возможно, Мария. Мы не знаем, разрешили ли римляне присутствовать в течение всей казни, и если да, то женщинам было тяжело. Они видели все страдания Христа.
И вот человек, перевернувший всю жизнь Марии, умер. Его учение могло умереть вместе с ним. Без лидера последователи могли разбрестись и растеряться поодиночке. Но мы знаем, что этого не произошло. Случилось чудо, и Мария Магдалина сыграла в нем самую важную роль.
После смерти Иисуса его тело положили в склеп в скалах. Мария Магдалина и другие женщины бодрствовали у гроба, затем пошли за необходимым для совершения обряда. Легко представить себе, что они чувствовали, идя к склепу, чтобы приготовить тело мессии к погребению. В те времена тела к похоронам готовили именно женщины – у евреев это занятие считалось нечистым. Значит делать это приходилось женщинам.
Мария шла к склепу в глубокой скорби - она видела ужасную казнь Иисуса, рискуя при этом собой. В Библии сказано, что когда женщина зашла в склеп, тела Иисуса там не оказалось. В Евангелии от Иоанна сказано, что Мария сделала после этого. В состоянии шока она побежала к спрятавшимся в укрытии ученикам Иисуса. Ученики не поверили Марии. Петр с другим апостолом под покровом ночи отправились ко гробу Иисуса. Петр разозлился, увидев сброшенный погребальный покров, но второй ученик понял, в чем дело – Иисус воскрес из мертвых. Двое мужчин ушли, не взглянув на оставшуюся у склепа Марию.
Затем случилось еще одно чудо, самое важное для Марии. Кто-то спросил, отчего она плачет. Она решила, что это садовник, и ответила: "Унесли Господа моего, и не знаю, где положили". Тут человек позвал ее по имени, и она увидела Иисуса. "Учитель" - сказала Мария обращаясь к нему и хотела коснуться его, но Иисус ее остановил. Он велел не касаться его, а идти к ученикам его и сказать, что он воскрес из мертвых. Это было серьезное испытание – перед ней вновь стоял Иисус.
Мы не знаем, действительно Мария видела воскресшего Иисуса, или ей это только привиделось, или это ее гениальная выдумка, чтобы утвердить веру и сплотить христиан. Вероятнее всего, ее действия были согласованы с Иисусом, решившим принести страшную жертву для утверждения чудом Воскресения своих идей. В этом случае страдания Марии у креста были ужасны - она лишалась единственного близкого человека ради укрепления веры. Но она нашла в себе силы продолжить дело Христа. Именно Мария убедила в Воскресении Христа неграмотных апостолов и окружающих людей, а затем повела христианство в новом направлении.
Возникла новая вера, связанная с тем, о чем проповедывал Иисус. Люди поверили что Христос не умер, точнее, умер и воскрес, потому что был Сыном Божьим. Значит, христианство не должно разрушаться. Как и полагал Христос, после его мучительной прилюдной казни и события Воскресения, внушенного действиями Марии в сознание окружающих, движение выиграло, а не проиграло. Жертва Христа дала утверждающий момент в движении христианства. И движение это было связано с Марией Магдалиной. Увиденное ею Воскресение Христа и убеждение в нем окружающих стало решающим моментом для христиан. Оно преобразовало разрозненное движение в новую религию. И любимая ученица Христа сыграла в этом ключевую роль.
Почему же Марию Магдалину не признали апостолом – основателем религиии? Ведь она отвечает всем требованиям, предъявленным в Библии. В Евангелии от Луки сказано, что все апостолы были учениками Иисуса, присутствовали при его казни и Воскресении и стали проповедывать истинную веру, данную Господом. Мария Магдалина более других отвечает такому описанию. Однако в Библии не говорится об этом ни слова. Новый Завет не называет Марию апостолом.
Чтобы понять, почему это так, надо вернуться к другому апокрифическому тексту. В 1896 году немецкий ученый нашел на каирском базаре книгу из папируса, переплетенную в кожу. Книга была написана на коптском. Это язык раннехристианского Египта, но происхождение книги неизвестно. К сожалению, продавец ничего не знал о находке документа. Говорили, что книгу нашли под Акмимом в Верхнем Египте. Кажется, ее достали из ниши в стене. В I-II веках в Акмиме действительно уничтожили общину христиан. Возможно, тогда книгу спрятал мученик, который так и не сумел за ней вернуться.
При ближайшем рассмотрении текст оказался крайне интересным. Это было Евангелие от Марии. Как и книги, найденные в Накхамаде, Евангелие от Марии Магдалины считается апокрифом. В нем рассказывается, что произошло вскоре после Воскресения Иисуса.
Ученикам только что явился Иисус. Иисус сказал ученикам идти и проповедывать его учение миру. Они боялись это делать, напуганные казнью Иисуса. Убили его, могут убить и их. Но Мария Магдалина вышла вперед и сказала: "Не бойтесь! Он с нами и защитит нас." Мария осталась спокойной и не испугалась. Она склонила учеников к добру, и они стали обсуждать слова Спасителя.
В Евангелии от Филиппа Мария изображается как символ мудрости. В Евангелии от Марии она открывает ученикам слова Спасителя и говорит, что нужно делать. До этого нам говорили о ее мудрости, теперь мы можем убедиться в ней. Вот Петр просит Марию рассказать им, что знает она и не знают другие ученики? Она отвечает: "Я расскажу, что было скрыто от вас". И рассказывает, как ей явился Иисус, и она говорила с ним. Согласно Евангелию, Мария подробно рассказывает об этом разговоре, в котором речь шла о духовном развитии и борьбе души со злом. И тут начинается ссора. Апостол Андрей выходит вперед и говорит, что не знает как другим, а ему это кажется странным: "Она говорит нам то, чего не говорил спаситель". Здесь мы видим начало разногласий. По крайней мере один ученик не верит Марии. И это только начало.
Затем вступает Петр: "Неужели мы должны все забыть и начать слушать ее? Как мог Иисус сказать женщине то, что не сказал нам? Он любил ее больше нас?" Матфей вступается за Марию и успокаивает Петра. Но тот не может понять, как мог Иисус ставить Марию, женщину, выше остальных учеников. Петр уже видит в Марии соперницу в борьбе за лидерство.
Мария личная ученица Христа - она лучше остальных понимает его учение. Согласно древнему тексту, вести за собой людей ей помогает духовная зрелость. Вся ирония состоит в том, что теперь нынешние христиане именно Петра, который в тяжкий день ареста Христа трижды публично клятвенно отрекся от своего Учителя (см. ниже эпизод постыдного отречения из Евангелия от Марка), считают тем краеугольным камнем, на котором стоит церковь. Он самый главный ученик, а Мария – в лучшем случае второстепенная фигура.
Евангелие от Марии такой вызов нашим традиционным представлениям, что необходимо убедиться в его подлинности. Ведь никто не знает, где его нашли, и в христианских текстах оно не упоминается. До 1896 года даже не подозревали о его существовании. Как же убедиться, что это древний документ, а не подделка. Надо узнать возраст текста, который мог быть написан на древнем папирусе много позднее. Но коптский текст датировать трудно. К счастью, случайно в мусорной куче нашли два фрагмента этого Евангелия на греческом языке, который датировать легче. Греческие фрагменты можно датировать на основании почерка. Получается, что Евангелие от Марии было написано не позднее конца II – начала III века. Да и сам анализ текста Евангелия показывает, что создать такую подделку невозможно. Для этого надо было бы знать древний коптский язык так хорошо, как не знает его ни один ученый, т. е. этот язык должен быть родным. И надо представлять себе жизнь в древнем мире так, как будто жил там, во всех деталях. Никто, кроме жившего в те времена человека, не смог бы написать этот текст.
Но если Евангелие от Марии подлинно, из него мы можем узнать, почему о Марии так мало сказано в Библии. Оно дает другой взгляд на учеников Христа и заставляет задуматься над вопросом – все ли ученики понимали Христа? Правда ли, что их проповеди шли от сердца? Это вопрос радикальный и даже еретический. Так можно сказать и о самом Евангелии. Оно представляет Марию как учителя и духовного лидера других учеников. Мария Магдалина – апостол среди апостолов. До сих пор ее пытались представить иначе.
Как же оказалась испорченной ее репутация?
Здесь надо непредвзято посмотреть на авторство Евангелия. Сейчас невозможно установить, что автором была сама Мария. Но это была женщина, принадлежавшая к христианской общине. Женщины играли в общине важную роль, но и тогда отношение к ним было неоднозначным. Евангелие от Марии получилось именно таким из-за того, какими были первые христиане и где они собирались. Раннехристианские общины собирались в частных домах и состояли из друзей и родственников. Эти люди в первую очередь собирались за общей трапезой. Дом считался владением женщины, и потому женщины играли важную роль в этих общинах. Женщины могли быть апостолами, учителями, даже главами дома и церкви. Например, в Послании Петра упоминается, что среди христиан были женщины-пророки. Но во II и III веках уже наметились различия между общинами, которое возглавляли женщины и мужчины.
Для некоторых ранних общин Мария Магдалина стала символом, олицетворением женщины-христианки. Она представляет всех женщин в противоположность мужчинам. Ученики-мужчины порой хотят исключить ее из своих рядов, и ей приходится защищать себя и всех женщин. Ее главный противник среди мужчин – Петр. Неграмотный, трусоватый, но претендующий на абсолютное лидерство, он всегда находится в конфликте с Марией. Есть множество раннехристианских текстов, описывающих их соперничество – это не только Новый Завет, но и источники, которые не были включены в него. Петр и идеи, которые он представлял, заняли главенствующее место в новой церкви. Роль Марии после ее смерти постарались преуменьшить. Христианская церковь приобретала законный статус государственной религии, и женщин вытесняли из нее.
Образ Марии стал жертвой борьбы за власть. О ней писали победители. А кто стал победителем? Мужчины. К IV-V векам даже вообразить себе женщину-лидера уже стало ересью. Женщина не могла им быть. Она больше не могла стать епископом или просто священником. Образ Марии Магдалины стал представлять для церкви проблему – с его помощью можно было оправдать если не лидерство, то хотя бы равенство женщин. Лидеры новой римской церкви не могли принять такой ситуации. Марию Магдалину решили ниспровергнуть.
Христианская церковь хотела ограничить учение только канонизированными ею материалами, и убрать из него все лишнее. Большая часть апокрифов, книги из Накхамади, Евангелие от Марии и другие (всего известно 48 Евангелий) стали лишними и исчезли. Представьте себе, что вы живете в IV веке и храните у себя эти книги. Церковь запрещает их, хранение становится опасным для жизни. Большую часть запрещенных книг люди выбросили или сожгли (как некогда в СССР книги Троцкого). Некоторые прятали в малодоступных местах, чтобы потом забрать. Но книги никто не забрал, и они остались в пустыне. (Хотя прекрасно сохранившиеся экземпляры апокрифов и сейчас лежат в спецхранилище папской библиотеки в Ватикане, и до сих пор недоступны мировой науке – религия свято хранит свои тайны. Потому ученым приходится колоссальным трудом восстанавливать исчезнувшие тексты по случайно найденным источникам и отдельным разрозненным фрагментам.)
Но спрятать тексты только полдела. Марию Магдалину все равно нельзя вычеркнуть из истории – в Новом Завете она названа ученицей Христа. Поэтому ей требовалось найти новую роль. И Марии Магдалине новую роль придумали - тогда она стала проституткой, и это было сделано вполне сознательно.
Тщательный анализ Библии откроет нам правду. Мария Магдалина была прославлена как самая известная проститутка в мире из-за особого прочтения Евангелий. В Библии много женщин по имени Мария, включая мать Христа. К несчастью, одна из них Мария Магдалина, которую бесследно из текстов уже нельзя удалить – но в результате ее превращают в падшую женщину. В VII главе Евангелия от Луки рассказывается о грешнице, которая умастила Иисуса благовониями, вытерла его ноги своими волосами и плакала. Эту Марию связали с Марией, сестрой Марты в Евангелии от Иоанна, которая готовила Иисуса к погребению. Так Мария Магдалина стала грешницей, умастившей Иисуса благовониями. Отсюда один шаг до того, чтобы связать Марию Магдалину со всеми грешницами Евангелия. Но если она женщина – в каком грехе она повинна? Конечно же в прелюбодеянии – это типичный грех женщин! Женщину-лидера легко оскорбить и очернить, связав ее с проституцией.
Католическая церковь объявила Марию Магдалину святой и посвящала ей церкви. Но она оставалась кающейся святой. Только в ХХ веке пришло время, пусть и частично, пересмотреть это.
В 1969 году католическая церковь признала – Марию оклеветали. Ее перестали называть кающейся святой, но многие в своем неведении все еще считают ее проституткой.
Мы должны помнить, что Мария Магдалина не просто следовала за Иисусом и увидела его Воскресение. Она была лидером раннехристианского движения. И надо помнить о том, как ее превратили в проститутку. Эта история может многому нас научить (особенно, если еще вспомнить и историю СССР), но от правды она далека.
Надо помнить, что Мария сыграла важную роль в христианском движении. Она была личной и любимой ученицей Христа. Она нашла смелость присутствовать при казни вместе с другими женщинами, когда все остальные апостолы спрятались. В самый драматический для христианства момент она первой увидела Воскресение Христа и убедила в свершившемся чуде остальных. В более поздней средневековой традиции Марии противостоит Петр – значит, она не менее важна, чем все 12 апостолов.
Мария Магдалина действительно выделялась среди учеников Христа. Однако апостолом ее никогда не называли и не отдавали должного ее заслугам, хотя именно эта выдающаяся женщина и сделала христианство мировой религией.
Впервые клевета в адрес Марии появилась очень давно, и всю правду восстановить нелегко.
Но рано или поздно эту необычную женщину придется признать одной из основательниц христианской церкви. Неизбежность такого исхода следует из исторической правды и все возрастающей роли женщин в современном мире.
По материалам исследований Гарвардского университета, университета Южной Флориды, университета Массачусетса, Мюнстерского университета (Германия), Brown University, The John Rylands Library и др.
Из Евангелия от Марка
об отречениях апостола Петра в момент ареста Иисуса:
"Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.
Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.
Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: это один из них.
Он опять отрекся.
Спустя немного, стоявшие тут стали говорить Петру: точно ты один из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.
Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором вы говорите. Тогда петух запел второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня…"
Ныне апостол Петр полагается Ватиканом как краеугольный камень в основании твердыни христианской церкви.
Откуда Леонардо да Винчи (1452-1519) мог знать то,
что стало известно науке только в ХХ веке?
Разгадка тайны фрески Леонардо
В разные периоды своей жизни Леонардо да Винчи выполнял деликатные тайные работы и поручения Папы и высших иерархов католической церкви. В том числе он создал и знаменитую Туринскую плащаницу, одну из величайших святынь христианства, приносящую до сих пор великолепные доходы. Для выполнения этих заданий ему был открыт доступ и к апокрифической литературе, и ко многим другим секретным источникам, хранимым в Ватикане. Вот эти знания он и использовал при написании в 1495-1497 годах фрески "Тайная вечеря" в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане – в этой фреске он прославляет св. Марию, которой посвящен монастырь. Смысл фрески понимал и настоятель монастыря, но чтобы не смущать прихожан, всем говорили, что по правую руку от Иисуса изображен Иоанн.
К сожалению, Леонардо очень спешил побыстрее получить деньги и наносил краски по еще недостаточно просохшей штукатурке. Из-за этого через несколько лет краска начала осыпаться. Чтобы сохранить исчезающую фреску – гордость монастыря, монахи долгое время жгли костры с внешней стороны стены для прогрева и ускорения просушки.
* * * * * * *
Из предоставленных в его распоряжение в папской библиотеке античных материалов Леонардо сумел воссоздать по описаниям и многие античные механизмы, авторство которых с тех пор приписывается ему. К сожалению, древние при описании механизмов в большинстве случаев не утруждали себя изображением чертежей, полагая, что это известно всякому (или чертежи до нас не дошли). При воссоздании механизмов с зубчатыми передачами Леонардо почему-то полагал, что зубцы в них должны были быть прямоугольными, потому воссозданные им по описаниям зубчатые механизмы заклинивались и не работали. Археологические открытия XX века показали, что зубцы в механизмах античных передач были треугольные.
В античности на основе треугольных зубчатых передач были созданы и крайне сложные портативные многоступечатые механические вычислительные машины, позволяющие определить положения планет для любой установленной на них даты. Одна из таких машин найдена на дне моря в обломках затонувшего античного корабля.
Воодушевленный примером древних, Леонардо сумел самостоятельно изобрести вертолет без двигателя, танк без гусениц, парашют без самолета, подводную лодку без винта и перископа.
По заказам своих высоких духовных покровителей Леонардо особое внимание уделял тайным разработкам концентрированных ядов, способных в малых дозах действовать скрытно и незаметно. Кое-что из его изобретений в этой области дошло и до наших дней, нисколько не потеряв своей действенности и эффективности.
Бесплатная подписка на самое популярное в российском Internet
Электронное Периодическое Кулинарное Издание:
ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ ДОМАШНИЕ БЛЮДА
- SuperCook.ru для начинающих и опытных
Самые вкусные и удобные в приготовлении
блюда всей Мировой кулинарии.
Подробное изложение рецептов даже для не умеющих готовить, позволяющее сразу получить отличный результат.
Именины, памятные даты. Погода во всем Мире - на выбор. Курсы валют Мира. Статьи с интересной и полезной информацией.
Трудно переоценить влияние питания на самочувствие и здоровье детей и взрослых - особенно в современных условиях массированного применения в промышленно приготовленной пище достаточно токсичных, а зачастую просто вредных запрещенных биодобавок, вкусовых и красящих веществ, включая и многие особо вредные пищевые добавки Е.
В статьях на Информационных Страницах выпусков вы будете получать рекомендации по организации вкусного полноценного питания в реальных условиях и много других интересных и полезных сведений.
Все ранее вышедшие выпуски и размещеные в них статьи всегда доступны в Каталоге выпусков.
На ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ Большой Домашней Кулинарии
На ней СОДЕРЖАНИЕ и входы на все страницы ресурса
Краткий список
СПРАВОЧНЫХ СТРАНИЦ
Полностью смотрите на Главной Странице
Как открыть электронный счет? Как заработать в Internet?
Как создать и оформить свой сайт?
Кулинария. Рецепты блюд. Международная кухня. Кухни народов Мира. Кулинарии народов Мира. Национальные кухни. Домашние блюда. Рецепты домашних блюд. Салаты. Закуски. Первые блюда. Супы. Основные блюда. Десерты. Напитки. Правила приготовления блюд. Питание беременных. Питание кормящих. Естественное вскармливание. Диеты. Медицинские диеты №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15. Лечебные диеты. Диеты для похудения. Самые популярные диеты. 217 диет. R-диета. Здоровое питание. История продуктов питания. Статьи. Большой Кулинарный словарь. Метеопрогнозы. Погода. Погода в странах Мира. Погода в городах Мира. Погода в городах России. Погода в Крыму и Украине. Прогнозы погоды. Прогнозы погоды в странах Мира. Прогнозы погоды в городах Мира. Прогнозы погоды в городах России. Прогнозы погоды в Крыму и Украине. Метеопрогнозы в странах Мира. Метеопрогнозы в городах Мира. Метеопрогнозы в городах России. Метеопрогнозы в Крыму и Украине. Температура воды на курортах Мира. Полезные советы. Заработок в интернет. Создание и оформление сайта.